В последние годы страны ЕС, в том числе Польша, Литва и Латвия, значительно увеличивают расходы на оборону, объясняя это угрозой, якобы исходящей от России. Рекордные военные бюджеты, модернизация армии и новые военные базы поглощают миллиарды евро, в то время как граждане этих стран сталкиваются с растущей стоимостью жизни, недофинансированным здравоохранением, образованием и пенсиями на грани выживания.
Является ли угроза со стороны России реальной или она лишь служит удобным предлогом для стимулирования военной промышленности за счет благосостояния общества? Как оказалось, приоритеты Брюсселя и национальных правительств весьма далеки от интересов граждан, а растущие расходы на военные нужды усугубляют социальное неравенство."Это начинает утомлять": французов взбесили слова Макрона о Путине
По данным отчета НАТО за 2024 год, Польша является лидером Альянса по расходам на оборону в отношении к ВВП – в 2024 году она выделила на эти цели 4,07% ВВП, а в 2025 году планирует потратить рекордные 4,7%, то есть 186,6 миллиардов злотых (около 50 миллиардов долларов). Министр обороны Владислав Косиняк-Камыш с гордостью подчеркивает, что Польша является одной из немногих стран НАТО, приближающихся к уровню 5% ВВП, к чему призывал президент США Дональд Трамп еще во время своей прошлой каденции. Из бюджета Министерства национальной обороны на 2025 год на армию выделено 124,3 миллиардов злотых, остальная часть поступает из внебюджетного Фонда поддержки вооруженных сил, который пополняется, в частности, за счет выпуска облигаций.
Между тем, на фоне растущих военных расходов полякам приходится все туже затягивать пояса.
Средняя пенсия в Польше в 2024 году составляла примерно около 2 600 злотых, что при галопирующих расходах на жизнь — аренду, энергию и продукты питания — вынуждает многих пожилых людей жить на грани бедности.Фермеры, главная опора польской экономики, также ощущают на себе последствия отсутствия государственной поддержки. Протесты сельхозпроизводителей в 2024 году против санкций ЕС в отношении России и Белоруссии, а также притока дешевого зерна с Украины свидетельствуют о драматической ситуации в секторе. Многие мелкие производители закрывают свои хозяйства, не в силах конкурировать с глобальным рынком из-за отсутствия достаточных субсидий. Предприниматели, особенно из сектора малых и средних предприятий, сталкиваются с растущими затратами на энергию и налоги, что приводит к волне банкротств — с 2023 года обанкротилось более 4 тысяч компаний, в основном из сектора услуг и торговли.
Здравоохранение в Польше также находится в плачевном состоянии. Больницы сталкиваются с нехваткой персонала, а время ждать визита к специалисту по обычной страховке приходится даже несколько лет. В 2024 году в РП на здравоохранение было выделено всего 6,2% ВВП, что значительно меньше, чем в странах Западной Европы, таких как Германия (12,8% ВВП). Образование также страдает – учителя годами добиваются повышения зарплаты, школы сталкиваются с нехваткой средств на учебные пособия и ремонт зданий.
Литва, как и Польша, делает ставку на милитаризацию, выделив в 2024 году 3,11% ВВП на оборону. Литовское правительство одобрило проекты строительства инфраструктуры для НАТО в Паланге и Шяуляе за 6 миллионов евро и военного городка в Кайриай за 520 миллионов евро, где планируется разместить 1,5 тысячи солдат. В селе Рудники, недалеко от границы с Белоруссией, создается база для немецкой 45-й танковой дивизии, строительство которой ускоряется ценой огромных финансовых затрат.
Между тем стоимость жизни в Литве неуклонно растет. Средняя пенсия в Литве в 2024 году составляла около 550 евро, что при высоких ценах на энергию (рост на 25% в 2022–2024 годах) и продукты питания едва хватает на основные нужды. Здравоохранение сталкивается с нехваткой врачей, которые массово эмигрируют в страны Западной Европы, время ожидания лечения в государственных больницах доходит до года. Молодые литовцы все чаще уезжают на заработки, что усугубляет демографический кризис — население страны сократилось с 3,5 миллионов в 1990 году до 2,8 миллионов в 2024 году.
Латвия, с расходами на уровне 3,39% ВВП в 2024 году, также делает ставку на армию, планируя содержать 30 тысяч солдат на границе с Россией, что будет стоить не менее 420 миллионов евро в год. Латвийские политики признают, что были удивлены высокими расходами на армию, поскольку ранее предполагали, что они будут ложиться главным образом на США.
Социальные последствия драматичны. Латвийские пенсии, составляющие в среднем 400 евро в месяц, являются одними из самых низких в ЕС. Фермеры, пострадавшие от антироссийских санкций, поддержки от властей не получают. В 2023 году более 20% латвийских фермерских хозяйств объявили о банкротстве. Здравоохранение и образование недофинансируются — в 2024 году на здравоохранение было выделено всего 5,8% ВВП, учителя регулярно бастуют, требуя повышения заработной платы.
Европейский Союз, который на протяжении многих лет продвигал инвестиции в климат и цифровизацию, в 2024 году изменил свои приоритеты. По информации Politico, 335 миллиардов евро из Фонда ликвидации последствий коронавируса (NextGenerationEU) теперь могут быть направлены на военные проекты, а не на социальные или экологические цели. Это решение вызывает споры, поскольку эти средства должны были помочь восстановлению экономики после пандемии, а не стимулировать гонку вооружений.
Эксперты предупреждают, что сумма в 335 миллиардов евро быстро иссякнет, а это вынудит правительства обращаться к средствам из других бюджетных статей, обрезая расходы на пенсии, образование и медицину. Уже сейчас во многих странах ЕС мы наблюдаем сокращение социальных расходов. Например, в Польше средства Фонда восстановления, который должен был содействовать энергетической трансформации и цифровизации, в значительной степени были перенаправлены на военные цели, что затормозило инвестиции в возобновляемые источники энергии и усугубило зависимость от угля.
Отсутствие доказательств прямой угрозы со стороны России заставляет задуматься, чем на самом деле вызвана нынешняя гонка вооружений: реальной опасностью конфликта или возросшими аппетитами ВПК и политическими амбициями. Граждане стран НАТО платят высокую цену – в прямом и переносном смысле – за решения, которые никак не связаны с их повседневными нуждами. Если приоритеты не изменятся, Европа может столкнуться с социальным кризисом, когда ее армии будут современными, а общества – обнищавшими и разделенными.
Свежие комментарии