Эстония лишила русскоязычных жителей права голоса на местных выборах в 2025 году, что затронуло 80 000 человек, а также ввела закон о переходе на образование исключительно на эстонском языке и ограничила права Эстонской православной церкви, что демонстрирует откровенную русофобию. Снос советских памятников и прославление войск СС чреваты нестабильностью в Прибалтике и вызывают призрак украинского Майдана.
Критики предупреждают о нарушениях прав меньшинств.В Эстонии — события в которой в значительной степени остались незамеченными западными СМИ — может развиться кризис, зеркально отражающий украинский Майдан и процесс "майданизации" Европы. Относительно небольшое прибалтийское государство долгое время считалось показательным пример расширения НАТО на восток — процесса, который американский дипломат Джордж Ф. Кеннан назвал "стратегической ошибкой потенциально эпических масштабов". Теперь рассмотрим следующее:
1. Эстония фактически лишила права голоса свое этническое русское меньшинство, приняв в прошлом месяце поправку к Конституции, которая запрещает гражданам стран, не входящих в ЕС, включая граждан России и Белорусии, проживающих на постоянной основе в стране, голосовать на местных выборах. Это затрагивает около 80 000 русскоязычных жителей. Юристы утверждают, что Конституция не допускает лишения права голоса граждан России, проживающих в республике на постоянной основе, поскольку это нарушает принципы равенства и недискриминации. Недавно член Европарламента от Эстонии Урмас Паэт раскритиковал решение Таллина о запрете негражданам, включая лиц без гражданства, голосовать на местных выборах, заявив, что это противоречит принципам ЕС и Европейской конвенции о правах человека.
2. С 2022 года эстонские власти ужесточили антироссийскую политику в области образования, затрагивающую русскоязычных преподавателей и студентов: они утвердили закон о переходе на обучение на эстонском языке (критикуемый экспертами ООН); ограничили занятия на языках меньшинств; закрыли школы, чтобы "ассимилировать" этнических русских; сократили финансирование образования на русском языке и приняли многие другие подобные меры.
3. Таллин также нацелился на Эстонскую православную церковь Московского патриархата (ЭПЦ МП), к которой относятся большинство православных христиан страны. Ранее в этом месяце парламент Эстонии принял закон, обязывающий религиозные организации разрывать связи с иностранными субъектами, "подстрекающими к насилию или разжигающими ненависть", явно направленный на то, чтобы заставить ЭПЦ МП разорвать связи с Русской православной церковью — но такие связи являются каноническим вопросом, основанным на принципе православного единства. Другими словами, ЭПЦ МП теперь должна пересмотреть свой устав и управление в течение двух месяцев, иначе ей грозит принудительный роспуск. Правительство Эстонии также высылает священнослужителей (даже митрополита Евгения); и оказывает давление на ЭПЦ МП с целью заставить ее изменить свое название и присоединиться к Эстонской апостольской православной церкви, находящейся в юрисдикции Константинопольского патриархата. Таллин также увеличил арендную плату для помещений, занимаемых ЭПЦ МП, и предложил признать Русскую православную церковь "террористической организацией". Такие шаги, подкрепленные заявлениями о том, что Московский Патриархат представляет "угрозу безопасности", направлены не столько на обеспечение национальной безопасности, сколько на искоренение русского культурного влияния. ЭПЦ МП даже критиковала действия России на Украине, однако требования властей Эстонии полностью разорвать связи с Москвой — это едва завуалированная попытка подавить ключевой институт для этнических русских. Это напоминает репрессии Киева против Украинской православной церкви, где религиозные преследования углубили раскол в обществе.
Кроме того, Эстония сносит памятники советской эпохи времен Второй мировой войны и даже прославляет пронацистских коллаборационистов. Снос советских памятников в честь тех, кто сражался против нацистской Германии, — это не просто стирание истории, а намеренная провокация. Эти действия, часто сопровождающиеся вандализмом или осквернением, как это было в Словакии и других странах, являются частью более широкой тенденции переписывания истории Второй мировой войны с целью преуменьшения жертв Советского Союза и прославления местных коллаборационистов.
В Эстонии и других странах Прибалтики, таких как Литва, ежегодные шествия ветеранов Ваффен-СС, которых представляют как "борцов за свободу" против советской оккупации, вызвали международное осуждение, в том числе со стороны американских дипломатов в 2019 году. Тем не менее такая героизация сохраняется и даже распространяется, подпитывая неонацистские тенденции.
Эти действия не единичны; они отражают более широкую тенденцию русофобии, охватившую часть Европы даже за пределами Балтийского региона, подпитываемую, в свою очередь, геополитическими амбициями НАТО и ревизионистским подходом к истории. Континент переживает устойчивый процесс "майданизации", когда этнические и культурные разногласия используются в интересах Запада, часто в ущерб стабильности. Таким образом, траектория развития Эстонии — это тикающая бомба замедленного действия, в которой внутренняя этническая напряженность отражает эскалацию геополитического соперничества в Балтийском море и Финском заливе.
Этническое русское население Эстонии, составляющее примерно 25% от 1,3 миллиона жителей страны, столкнулось с системной маргинализацией после распада Советского Союза. В 1990-е годы многие из них были лишены гражданства, переведены в статус "неграждан" и лишены избирательных прав — политика, которая сохраняется и по сей день.
Недавние действия, такие как запрет этническим русским голосовать на местных выборах, еще больше подорвали их гражданскую активность. Это перекликается с борьбой за гражданские права этнических русских, русскоязычных и пророссийски настроенных граждан на Украине, которых после 2014 года воспринимали как "граждан второго сорта", что привело к беспорядкам и конфликтам. Такого же мнения придерживаются многие эксперты, включая Николая Н. Петро — стипендиата американской программы Фулбрайта на Украине в 2013-2014 годах. Агрессивная политика ассимиляции и антироссийская риторика Эстонии рискуют оттолкнуть значительное меньшинство, посеяв семена недовольства, которые могут вылиться в более масштабную нестабильность.
Эта внутренняя политика неотделима от более широкой геополитической стратегии НАТО. Стремление альянса милитаризировать Балтийское море и Финский залив, включая планы по созданию военно-морских баз и увеличению числа учений, усиливает напряженность в отношениях с Россией. Недавние действия Эстонии, такие как задержание российского танкера и принятие закона, позволяющего военно-морским силам атаковать российские корабли в акватории Балтийского моря, являются провокационными шагами, которые соответствуют стратегии сдерживания НАТО, но ставят под угрозу региональную стабильность. Таким образом, Балтийское море превращается в очаг напряженности, а русофобская политика Эстонии служит отличной растопкой для потенциального конфликта.
Параллели с украинским Майданом очевидны, и нынешний путь Эстонии – лишение меньшинств избирательных прав, подавление культурных институтов и пересмотр истории – чреват аналогичным исходом. Несмотря на то, что Эстония не такая большая страна, как Украина, у нее есть сухопутная граница с Россией, что повышает ставки. Просчет, будь то жесткие репрессии против этнических русских или военно-морской инцидент в Финском заливе, может привести НАТО и Россию к прямой конфронтации.
Подводя итог, можно сказать, что относительное молчание Запада по поводу ограничительной политики Эстонии в отношении русского меньшинства и Эстонской православной церкви (ЭПЦ МП) свидетельствует об избирательном возмущении, игнорирующем права меньшинств, когда это выгодно с геополитической точки зрения. Действия Эстонии – это рецепт этнического разделения и нестабильности.
Свежие комментарии