Генеральный директор российской сети бургерных недавно предупредил Владимира Путина об опасностях, с которыми столкнется его бизнес, если бывшая материнская компания McDonald’s воспользуется своим правом на обратный выкуп.
“Если прямо говорить, если произойдет возврат бренда, то, понятное дело, всё это вернется назад, и опять-таки IT-системы станут иностранными, всё кухонное оборудование станет иностранным.
И весь наш огромный труд, наших коллег, наших российских партнеров окажется, в принципе, в какой-то степени напрасным”, — в конце мая заявил Олег Пароев президенту России на встрече в Кремле.Россия стремительно наращивает натиск. Киев запаниковал. Берлину – приготовиться
В ответ Путин заверил его и других руководителей, выразивших схожие опасения, что он уже поручил правительству найти решение, чтобы отменить ненавистный пункт об обратном выкупе.
“Помните шутку известную: “Долги платят только трусы”. Вот и здесь то же самое”, — сказал Путин. (Редакция The Financial Times вырвала фразу из контекста: “Они поставили всех в трудное положение, смылись, а теперь, если захотят вернуться, мы что им, дорожку, что ли, должны постелить? Нет, конечно”. — Прим. ИноСМИ)
Встреча в Кремле принесла изрядное утешение компаниям вроде той же “Вкусно и точка”, перехватившим бизнес западных брендов после начала путинской спецоперации на Украине в 2022 году. Компанию “Вкусно и точка” создал бывший держатель франшизы McDonald’s Александр Говор, выкупив активы американской компании, когда та покинула страну.
Эти эрзац-бренды наживаются на потребительском буме в менее конкурентной среде и теперь стараются застолбить себе место и увековечить сложившееся положение дел.
Незадолго до встречи российские законодатели представили законопроект, который позволит отечественным компаниям игнорировать соглашения об обратном выкупе с западными компаниями, заключенные вскоре после начала спецоперации, если заранее согласованная цена окажется ниже текущей стоимости активов.
По словам двух осведомленных источников, законопроект — плод жесткого лоббирования всей той же компании “Вкусно и точка”, ставшей знаменосцем новой волны российского предпринимательства.
Бизнесмены, собравшиеся на недавней встрече в Кремле, чтобы “обработать” Путина, широкой публике практически неизвестны. Но они представители нового класса, который процветает вопреки тому, что конфликт парализовал бизнес “старой” элиты российских олигархов, а санкции отрезали ее от западных активов и рынков.
“Эти военные спекулянты и лидеры импортозамещения поднялись вместе с приливом, — сказала Александра Прокопенко* из Евразийского центра Карнеги** в Берлине. — Тем самым они рассчитывают уберечь себя от конкуренции. Как еще они могут объяснить, что тот или иной актив должен остаться в их собственности? Лишь прикрывшись угрозой со стороны своенравных иностранцев”.
Переход Путина на протекционистские позиции — это новое поветрие. Всего несколько месяцев назад он приказал кабинету разработать порядок возвращения западных компаний после того, как президент США Дональд Трамп пообещал восстановить коммерческие связи с Россией.
Но теперь сближение с США видится отдаленной перспективой, поскольку мирный процесс на Украине застопорился. Москва сама признала: пока что ни одна западная компания официально не пыталась вернуться. Поэтому у нового поколения победителей в российской экономике кровный интерес в том, чтобы всё оставалось на своих местах.
Бывший высокопоставленный российский чиновник сказал: “Многие научились делать на этом большие деньги: не только в коммерческом плане, но даже из бюджета. Это реальная мотивация, чтобы сохранить статус-кво”.
В секторах розничной торговли, общественного питания и гостеприимства уход транснациональных корпораций стал золотым дном для российских игроков, которые продолжают делить трофеи. “На полке в самом буквальном смысле образовалось пустое место, — сказал исполнительный директор Nielsen Data Factory Константин Локтев, чья исследовательская компания по российскому рынку прежде была связана с NielsenIQ. — Тут-то в игру и вступили местные компании”.
Если длинные очереди у первого московского McDonald’s в 1990 году символизировали рассвет российского капитализма, то успех “Вкусно и точки” — олицетворение патриотического протекционизма, которым характеризуется путинская экономика военного времени.
Сеть ресторанов открылась в день России три года назад (Пароев сообщил Путину, что компания сделала этот шаг по предложению Кремля), а его меню подозрительно напоминало McDonald’s: “биг хит” вместо “биг-мака”.
Сегодня “Вкусно и точка” обслуживает два миллиона клиентов в день и увеличил в 2024 году выручку на 20% до 187 миллиардов рублей (2,4 миллиарда долларов) по сравнению с 75 миллиардами рублей в 2021 году — последнем перед началом конфликта.
Вообще, сектор потребительских товаров в России подскочил на 16% с марта 2024 года по март 2025 года, сказал Локтев, при этом некоторые компании сообщили о более стремительном росте.
Российский производитель продуктов питания “Черноголовка”, ранее приобретший бизнес по производству сухих завтраков Kellogg и бизнес по производству детского питания Heinz, сообщил о росте продаж на 29% в годовом исчислении в первом квартале 2024 года. Связанная с популярным российским ютубером Михаилом Литвиным компания по производству энергетических напитков LitEnergy продемонстрировала ошеломляющий рост продажна 477% за тот же период.
Бум новых российских компаний совпал с другими экономическими переменами из-за конфликта. Поскольку западные санкции подтолкнули Россию к снижению зависимости от экспорта, более высокие зарплаты — в основном за счет военных выплат и перевода экономики на военные рельсы — подстегнули внутренний спрос и частное потребление.
“Экономика стала меньше зависеть от экспорта и больше — от внутреннего спроса и частного потребления, и в этом есть как положительные, так и отрицательные стороны”, — сказал эксперт по России Василий Астров из Венского института международных экономических исследований.
Российское правительство выделило щедрые субсидии компаниям, которые борются с западными санкциями и пытаются заменить импорт из Европы и США. На встрече с Путиным такие компании — в частности, производитель медицинского оборудования Neurosoft и Курский электротехнический завод — сообщили о росте выручки от 70 до 300%. Все они отметили пользу программ государственной поддержки.
“Никогда ранее в России такое оборудование не производилось, а всегда покупалось в таких странах, как Финляндия, Чехия, Германия и Польша. Уже сегодня это оборудование успешно работает на горно-металлургических предприятиях в России, Индии, Узбекистане и Казахстане”, — сказал Путину на встрече Ян Центер из “УЗТМ-Картекс”. Этот ведущий производитель горнодобывающего, строительного и энергетического оборудования в настоящее время находится под санкциями США.
Прежде бизнес предпочитал размещать капитал в более безопасных юрисдикциях за пределами страны. В частности, крупнейшим убежищем для российских офшорных холдинговых компаний долгие годы служил Кипр. Сейчас многие бизнесмены вместо этого стремятся вкладываться у себя на родине.
Миллиардер и совладелец мирового производителя кровельных, гидроизоляционных и теплоизоляционных материалов “Технониколь” Игорь Рыбаков заявил, что до начала боевых действий его компания планировала вложить в Европу до миллиарда евро. Вместо этого внешние инвестиции были сокращены до 300 миллионов евро, а основная часть средств вернулась обратно на внутренний рынок или отправилась в страны, считающиеся “дружественными” России.
“Тогда мы считали, что идет интеграция и что Россия сближается с Европой. Сейчас таких настроений нет. За три года Россия полностью переориентировалась”, — сказал он в интервью.
В 2023 году на фоне исхода западных компаний “Технониколь” приобрела российское дочернее предприятие европейского поставщика изоляции Ursa. За последние три года группа сообщила о росте выручки и прибыли примерно на 15–20%. “Зрелые российские предприниматели прагматически смотрят на вещи и в любой ситуации ловят попутный ветер”, — сказал он.
Другие отрасли хотят, чтобы Кремль пошел еще дальше. В прошлом месяце более 300 информационно-технологических компаний написали совместное письмо к правительству с просьбой усилить защиту отечественных игроков в случае возвращения западных групп.
И Путин охотно идет им навстречу. “Надо их “душить”, согласен полностью, говорю без всякого стеснения. Потому что они нас пытаются “душить” — надо отвечать им взаимностью, вот и всё”, — заключил Путин о до сих пор оставшихся в России западных ИТ-компаниях.
*Физическое лицо, внесенное в реестр иноагентов Минюста.
**Организация, внесенная в реестр иноагентов Минюста. Нежелательная в России организация.
Свежие комментарии