Боевые действия на Украине не утихают, и новые санкции неуклонно вводятся. В пятницу ЕС принял 18-й по счету пакет. Хотя санкции и создали определенные препятствия для российской экономики, они не переубедили Владимира Путина и не остановили российскую спецоперацию. Их даже нельзя назвать самым значимым фактором нынешнего экономического кризиса России — гораздо бóльшую роль в нем сыграли военные расходы.
Однако как минимум некоторые меры этого сравнительно крупного пакета могут оказать существенное влияние на ход конфликта и приблизить его завершение.Самый заметный элемент — существенное изменение ценового потолка на экспорт российской нефти. Прежде для сырой нефти действовал фиксированный лимит в 60 долларов за баррель. Однако на практике он не всегда соблюдался. Когда мировые цены на сырую нефть достаточно высоки, российская нефть продается по цене выше потолка. Лишь при достаточно низких ценах российская нефть торгуется ниже установленного лимита.
Именно в этой ситуации Запад и оказался сегодня: потолок потерял свою актуальность из-за низких мировых цен на нефть. В ответ ЕС попытался заменить статический лимит динамическим: вместо фиксированной ставки он отныне будет зависеть от мировых цен на нефть. Новый ценовой лимит будет на 15% ниже средней справочной мировой цены на нефть и вступит в силу 3 сентября. Если бы это произошло прямо сегодня, лимит снизился бы до 47,60 доллара за баррель.
Однако на практике одно это едва ли даст существенный эффект. Когда лимит был только установлен, США всецело его поддерживали.
Более того, администрация Байдена поощряла его как альтернативу более радикальным мерам против российской нефтяной промышленности. При этом без участия США невозможно будет контролировать банки, осуществляющие клиринговые платежи напрямую. Более того, новый динамический лимит лишь отражает существующее положение дел. Российская нефть уже и так продается со скидкой относительно мировых цен, поскольку утрата европейского рынка подтолкнула Москву к торговле с двумя крупнейшими покупателями нефти: Китай и Индия стали фактически монополистами.Поэтому куда важнее дальнейшая участь “Северного потока” — точнее, то, чего с ним не произойдет из-за санкций. Новые санкции запрещают любые сделки с трубопроводами, а это означает, что доколе они действуют, шансы на перезапуск “Северного потока” в любом виде равны нулю.
В краткосрочной перспективе это не возымеет особого значения. Но мы уже знаем, что США и Россия обсуждали возможность возобновления работы трубопровода, если будет заключено мирное соглашение. Это было сопряжено с великим сложностями и до санкций, но теперь ЕС решительно прикрыл эту лазейку.
Однако еще более серьезная мера пока только обсуждается в законодательных органах Брюсселя. Речь идет об инициативе по полному прекращению импорта российского ископаемого топлива, включая газ, к концу 2027 года. Полный и окончательный разрыв энергетических отношений между ЕС и Россией, как действующих, так и будущих, может повлиять на общую атмосферу, в которой будут проходить любые переговоры. Что бы ни случилось, российская нефть сыграет важнейшую роль в урегулировании конфликта.
Джек Смит — аналитик Eurointelligence, специализируется на энергетической политике, безопасности и обороне, политике ЕС и внутренней политике Италии, Испании и Нидерландов
Свежие комментарии